Навигация

Легенды на расстоянии одного клика!

Мы продолжаем знакомить гостей нашего сайта и подписчиков с «Интерактивным конструктором туристических маршрутов по родному краю». А точнее с его содержимым. Пока проект еще готовится к старту, мы расскажем чего ждать от цифрового помощника по изучению истории Татарстана на примере двух городов республики – Елабуги и Чистополя. Один из самых популярных музеев соседней Елабуги – дом, в котором родился, жил и много работал знаменитый на весь мир художник Иван Шишкин.

Выдающийся русский художник, уникальный мастер русского пейзажа Иван Шишкин родился 26 (13) января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии в многочисленной и небогатой купеческой семье. Величественная природа родного края, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для него источником постоянного интереса. В доме родителей, где прошли детские и юношеские годы художника, находится ныне мемориальный Дом–музей Ивана Ивановича Шишкина. Экспозиция музея расположилась на первом и втором этажах двухэтажного каменного дома, стоящего на высоком берегу реки Тоймы.

На первом этаже находится парадная анфилада комнат, создающая красивую перспективу (большая и малая гостиные, кабинет отца), а также столовая и буфетная. В них кропотливо и с любовью восстановлена обстановка провинциального купеческого быта XIX века.

На втором этаже расположены мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича Шишкина.

Начинается экскурсия, в том числе и виртуальная, с большой гостиной. Большая гостиная занимает доминирующее положение в доме. Она обставлена подлинной мебелью красного дерева 30-40–х годов XIX века. На стенах развешаны картины друзей художника: В.Рязанова, А.Гине, П.Верещагина, А.Киселева. Здесь встречались люди различных интересов и взглядов: купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, Е. Ознобишин, прославленная кавалерист–девица Н. А. Дурова, дружившая с Иваном Васильевичем Шишкиным, отцом художника.

Далее следует малая гостиная, где проводили досуг и коротали долгие зимние вечера домашние. Здесь читали книги и газеты, обсуждали городские и охотничьи новости, занимались рукоделием, играли в карты и шашки. Изящная мебель, затейливые безделушки, овальное зеркало, канделябры придают комнате уютный вид. В убранстве комнаты представлены музыкальные инструменты — фисгармония и гитара. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он был душой литературно–музыкальных вечеров в своём доме, на которые иногда съезжалось избранное городское общество.

Потом маршрут пролегает через Кабинет отца художника. Иван Васильевич Шишкин, купец второй гильдии, торговал хлебом. Над письменным столом висит его портрет, выполненный в 1862 году В. Верещагиным. Ниже — фотографии с изображением членов семьи: жены Дарьи Романовны, дочерей Александры, Анны, Екатерины и Ольги. Иван Васильевич был человеком широкого круга интересов. Несколько лет подряд он избирался городским головой, разработал проект и на свои деньги провёл деревянный водопровод. Отремонтировал древнюю булгарскую башню Чёртова городища. Участвовал в раскопках открытого им Ананьинского могильника, за что был избран членом–корреспондентом Московского археологического общества. Ананьинский могильник изображён на картине сына, которая висит на стене в кабинете отца. На письменном столе книга И.В. Шишкина «История города Елабуги» 1871 года с надписью на титульном листе: «На память добрым и благотворительным моим согражданам». Заметив увлечение сына искусством, Иван Васильевич поддержал его, стал выписывать книги по искусству, биографии знаменитых художников.

В столовой и буфетной верховодила мать будущего художника, Дарья Романовна. Трапезные хлопоты, подача блюд и чая целиком ложились на неё. Она же следила за соблюдением всех религиозных и семейных праздников. В буфетной посетителям музея предстают старинный буфет, рукомойник, медные самовары и другая кухонная и домашняя утварь, типичная для русского купеческого быта второй половины XIX века.Посреди столовой стоит большой обеденный стол, за которым в будние дни собирались все члены семьи. Слева находится горка с фарфоровой посудой заводов Гарднера и Кузнецова. В углу икона Спаса. Справа — маленькая горка с рюмками. Небольшая лежанка из бело–синих изразцов. На стене знаменитые часы с кукушкой и перепелом, привезённые Иваном Васильевичем с Макарьевской ярмарки. Послушать их «пение» под окна столовой шишкинского дома приходило «чуть ли не полгорода».

Из нижнего коридора ступеньки крутой узкой внутренней лестницы ведут на второй этаж, где находятся комнаты художника, его мастерская и картинная галерея.

В заново отстроенном после пожара 1850 года доме Иван выбрал себе две небольшие комнаты — в одной жил, в другой хранил свои этюды.Интерьер жилой комнаты восстановлен по его рисунку «Вид комнаты в Елабуге» (1850–е годы). Справа стоит широкая деревянная кровать, слева — комод, стул, сундук с лоскутным ковриком, выполненным сестрой художника.На стене висят рисунки — уцелевшие от пожара автопортреты художника. На одном из них он изобразил себя серьёзным, сосредоточенным, со сдвинутыми бровями и сжатым ртом.

Елабуга играла огромную роль как в духовном становлении будущего художника, так и на протяжении всей последующей жизни признанного мастера. Десятки его картин, рисунков и офортов имеют конкретный елабужский адрес. В пронизанной солнечным светом домашней мастерской Ивана Шишкина воссоздана обстановка 60–80 годов XIX века, идентичная той, что была при жизни художника. Среди иконографического материала представлены фотографии его первой и второй жён и их дочерей — Лидии и Ксении. А на старинном мольберте стоит великолепный этюд Шишкина «Хвойный лес». Так выглядит мастерская Ивана Ивановича.

Особенно много работ художника в залах графики и живописи. Графика занимает в творчестве Ивана Ивановича Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, шестьдесят восемь литографий, тридцать девять цинкографий. Больших успехов художник добился в офорте. Гравированием на меди (офортом) он начал заниматься в училище живописи в 1853 году. Но особенно увлёкся этим видом графики в начале 70–х годов, вступив в общество русских аквафортистов. В фондах музея хранится более 50 подлинных офортов Ивана Ивановича Шишкина. В экспозиции представлено лишь пятнадцать, среди которых «Облака над рощей», «На лесной меже», «Папоротник», «Ели в Шуваловском парке», «Поле» и другие, являющиеся подлинными шедеврами гравировального искусства. Это прекрасные образцы правдивого и содержательного образа родной природы.

Коллекция оригинальных живописных произведений И.И. Шишкина, которые представлены в музее, невелика, носит камерный характер и состоит в основном из работ начального периода. Самой ранней из них является картина «Жатва», на которой изображён елабужский пейзаж. Здесь же несколько этюдов, выполненных во время приезда в Елабугу в 1861 году. Это «Шалаш», «Мельница в поле», «Белая палата», «Малый минарет», в которых художник отдал дань романтизму. Последующий реалистический период представлен работами 70–х годов: «Березовая роща» и «Ручей».

В 80–е и особенно в 90–е годы в работах мастера ощущается мягкое задушевное лирическое начало: полотно «На даче» всё пронизано живым солнечным светом и радостью бытия.

Произведения И.И. Шишкина, собранные в Доме–музее в Елабуге, — это только небольшая часть его творческого наследия. Многие, в том числе самые знаменитые полотна художника, находятся в коллекциях крупнейших музеев страны и мира.

Информация предоставлена Елабужским государственных историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Ещё новости
Мероприятия нового года!
Подробнее 09.01.2024
С наступающим Новым годом!
Подробнее 29.12.2023
Конференция Регионального Движения Первых в Республике Татарстан!
Подробнее 26.12.2023