Навигация

5 лет «Кванториуму»!

Что значит 5 лет «Кванториуму»?

Главная мера ума – это способность меняться

А. Эйнштейн

Умение создавать инженерные решения, генерировать идеи и воплощать их в жизнь – считается, что все это доступно только исключительным талантам, каким-то избранным людям. При этом, сама по себе задача создания образовательного пространства для развития инновационных идей является творческой. В духе того, что является инновационным на данный момент в образовании, мы хотели бы поделиться с вами кейсом, как можно пройти путь проектирования новой образовательной среды в организации и вместе с тем погрузить в эту новую среду совершенно разных детей.

Начнем с острых и актуальных вопросов, которые встали перед «Кванториумом» в Набережных Челнах 5 лет назад:

-           Как сделать инженерное творчество доступным? Необходим и обоснован ли отбор школьников для участия в образовательных программах, ориентированных на инновационные проекты?

-           Каким должен быть педагог, который обучает еще развивающимся технологиям либо применению совсем новых инструментов?

-           Каким должен быть формат взаимодействия с детьми, погружающимися во все новое, где пока не существует единственно правильных решений?

-           Какова роль социально-ориентированных проектов в регионах? И как сделать ее значимой? Кому нужны такие проекты?

-           Какой должна быть роль родителя в инновационном обучении детей и в выборе ими жизненного пути?

Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов, которые волновали многих тогда, в начале деятельности детских технопарков и которые волнуют многих сейчас. На старте формирования новых подходов к техническому творчеству площадки технопарков сталкивались с сопротивлением внешней среды, которая возникала логично, как ответ на неопределенность, и подпитывалась высокими ожиданиями от инноваций. И впору было сдаться на фоне опасностей недофинансирования, бюрократических преград и оставить все как есть в рамках традиционных подходов и забыть главное, что отличает технопарки от любых других видов дополнительного образования – это проектная деятельность другого уровня и среда, в которой и педагоги, и школьники умеют разрабатывать востребованные обществом проекты.

Чему и как учить в меняющемся мире? Классические варианты в виде стандартов, методик были не проработаны и даже не ожидаемы. Их просто не могло быть, поскольку то, что планировалось рассказать, только зарождалось в технологической среде России и отсутствовало в образовании. Чтобы перенять все самое лучшее в традиционных подходах мы отправились за ответами на VII Всероссийский образовательный форум «Школа будущего», где в 2018 году вошли в число «100 лучших организаций дополнительного образования России».

       

Понимание непрерывности этапов образования позволило площадке детского технопарка «Кванториум» в Набережных Челнах в дальнейшем стать не только одним из самых удачных примеров государственно-частного партнерства в стране, так как проект функционирует при активной поддержке Республики Татарстан и ПАО «КАМАЗ», но и сформировать экосистему, которая, как хороший механизм, способна долго быть работоспособной и приносить свои плоды. Воплощением идей постоянного изменения в 2021 является стартовавший проект Digital Education по стажировочным площадкам для студентов, где школьники погружаются в студенческую среду, а студенты соприкасаются с настоящими вызовами изменений, которые происходят на предприятиях региона.

Детский технопарк «Кванториум» — это постоянно растущая, покоряющая новые горизонты и берущая новые высоты организация. Невозможно находится в технопарке «Кванториум» и не расти. Это философия детского технопарка, а теперь и философия любого кванторианца.

За 5 лет существования проекты, конкурсы и начинания технопарка выросли от внутренних, межквантовых до республиканских, всероссийских и международных.

Ежегодно детский технопарк «Кванториум» проводит региональные конкурсы: хакатон «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D моделирование и программирование», региональный этап Всероссийской 3Д олимпиады, региональные этапы чемпионата WorldSkills по компетенциям «Лазерные технологии» и «Проектирование нейроинтерфейсов», конкурс научно-технического творчества школьников «Память поколений», конкурс проектов «Кванториада», соревнования по программированию «IT-SEARCH», конкурс проектов по 3D- моделированию «Про 3D», «Битва роботов» и другие.

А конкурс геоинформационных технологий и программирования «Фестиваль Карт», который основал и ежегодно проводит «Кванториум», является Всероссийским и полюбился ребятам от Белгорода до Сахалина.

Сложные, но интересные проекты помогают приобрести новые компетенции, новый опыт, новых сторонников и друзей, налаживать надежные связи с техническим сообществом в стране. Так произошло и с участим детского технопарка в федеральных проектах: Яндекс.Лицей, Точка Роста, Мобильный «Кванториум», Кампус молодежных инноваций с международным участием «Фабрика будущего». Познакомиться с опытом технопарка «Кванториум» в Челнах, изучить принципы создания интересного и востребованного учебного контента ежегодно приезжают представители со всей страны: на данный момент нас посетили 43 региона России.

   

Детский технопарк «Кванториум» генерирует множество идей и, чтобы успешно их воплощать, мы участвуем в грантовой деятельности. Так за 5 лет существования в рамках конкурсного отбора грантов ПАО «КАМАЗ» детский технопарк создал электронное интерактивное пособие «INPROF», направленное на профориентацию современных подростков, комплект профессиональных проб с элементами геймификации по профессиям инженер-картограф, инженер-проектировщик умного дома и инженер-конструктор автомобилей, виртуальную экскурсию в профессии автогиганта, а также республиканские и российские грантовые проекты: квест «Наука республики Татарстан», квест «Ожившая История» с применением дополненной реальности, «Открытые уроки РФ».

Международная деятельность детского технопарка «Кванториума» началась с победы на соревнованиях International Youth Robot Competition (IYRC) в Южной Корее и продолжилась телемостами с университетом Зальцбурга, участием в онлайн-проекте «Соотечественники. Мастерская смыслов», где специалисты обучали соотечественников из 14 стран Европы проектной деятельности через краудфандинг. Также при участии детского технопарка «Кванториум» состоялся организованный Cоюзом WorldSkills международный вебинар SkillsCamp, направленный на развитие компетенции «Проектирование нейроинтерфейсов» и привлечение иностранных экспертов к участию в движении WorldSkills.

Кстати, к движению WorldSkills детский технопарк «Кванториум» присоединился уже на первом году своего существования в компетенции «Лазерные технологии» и ежегодно готовил чемпионов республики РТ в этой компетенции. В 2020 году воспитанники «Кванториума» стали победителями в трех компетенциях: «Лазерные технологии», «Промышленная робототехника» и «Проектирование нейроинтерфейсов», а всего медалей чемпионата WorldSkills в минувшем году на счету детского технопарка — 16.

Отвечая на вопросы в начале статьи всей своей деятельностью технопарк подтверждает, что успешным может быть каждый ребенок, вне зависимости от школьных успехов. Так, за 5 лет деятельности учащиеся «Кванториума» завоевали 247 побед в городских, региональных и всероссийских соревнованиях, при том, что победы для нас не являются основным приоритетом деятельности. Мы видим основную роль технопарка в том, чтобы сопровождать школьников на пути к пониманию своей роли в развитии региона, пониманию того, что многое зависит от них самих – в технологиях, на предприятиях, в жизни. Сопровождать же школьников на этом пути могут не только педагоги, чья значительная роль неоспорима, но и другие участники процесса. Так, близкая связь и тесное партнерство с градообразующим предприятием ПАО «КАМАЗ» и с Технопарком в сфере высоких технологий «ИТ-парк» дает возможность воспитанникам детского технопарка применять свои идеи в разрезе реальных задач и потребностей действующего высокотехнологичного производства. Отрабатывать навыки в инженерных науках на том оборудовании, которым пользуются на предприятия, быть уверенными, что полученные знания будут действительно востребованы при дальнейшем трудоустройстве и освоении наукоемких технических профессий. Успехи воспитанников «Кванториума» – гордость всего города и региона, свидетельство того, что выбранная модель образования работает. А роль родителя в инновационном обучении — скорее не влиять на выбор профессии, а самообразовываться вместе с детьми, чтобы лучше понимать общественные процессы и идти в ногу со временем.

Чтобы быть педагогом в «Кванториуме», необходимо самому непрерывно учиться, воспринимать образование в его преемственности, а не как разрозненные участки общего, дополнительного или среднего образования. Это потребовало создания среды подготовки педагогов для перспективных проектов образования, которая включает студентов педагогических специальностей и учителей школ, обучение которых ведется на площадках проекта «Точка роста» и «Мобильный технопарк».

Вовлекайте школьников, студентов и педагогов в новые проекты, экспериментируйте, ведь инновации – это эксперимент, который должен быть доступен школе в самом широком смысле этого слова. Если точек притяжения для новых начинаний станет больше, то мы сможем создать тенденцию положительных изменений в образовании, отражение которых вы сможете видеть каждый день.